Найти на сайте: параметры поиска

Последствия неформальной занятости для работника и работодателя

11 ноября 2020 - admin2
Последствия неформальной занятости для работника и работодателя

  В законодательстве Российской Федерации отсутствует понятие неофициального трудоустройства. Наличие нелегальной занятости приводит не только к низкой собираемости налогов, но и к увеличению количества случаев нарушения трудовых прав работников, особенно в сфере оплаты труда и охраны труда, отсутствие документально подтвержденного страхового стажа негативно влияет на формирование пенсионных прав этой категории работников.
  Каждому гражданину, приступающему к работе необходимо знать, что трудовой договор с работником заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр трудового договора передается работнику, другой хранится у работодателя. В трудовом договоре должна быть отражена сумма реальной заработной платы. Получение работником экземпляра трудового договора должно подтверждаться подписью работника на экземпляре трудового договора, хранящемся у работодателя.
Трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя. При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить  с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе, а если отношения, связанные с использованием личного труда, возникли на основании гражданско-правового договора, но впоследствии были признаны трудовыми отношениями, - не позднее трех рабочих дней со дня признания этих отношений трудовыми отношениями, если иное не установлено судом (статья 67 ТК РФ).
От легализации трудовых отношений, использование работодателями труда наемных работников без оформления трудового договора зависят социальные гарантии граждан, лишает работника достойного пенсионного обеспечения, в том числе и льготного, возможности оплаты больничных листов и других видов пособий, получения банковского кредита, приобретения квартиры в ипотеку, получения социальных и  имущественных налоговых выплат по НДФЛ за покупку жилья, лечение, получения образования. Не защищен работник и от производственного травматизма и профессиональных заболеваний. А сегодня, в период принимаемых мер по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) у граждан, обратившихся в центры занятости населения в целях поиска подходящей работы, получения статуса безработного и пособия по безработице возникают проблемы - невозможность подтвердить: стаж, место, период работы, опыт профессиональной деятельности, величину заработной платы, что влияет на величину пособия по безработице. На недопущения фактов неформальной занятости имеют влияние как работодатели, так и работники, осуществляя оформление трудовых отношений путем заключения трудовых договоров.
Ответственность работодателя за обнаружение нелегальной занятости и выплату «серой заработной платы» установлена статьей 122 Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 5.27. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно:
- штрафы за неуплату сумм налога в результате занижения налоговой базы могут составлять в размере до 20 и 40 процентов от неуплаченной суммы налога (статья 122 Налогового кодекса Российской Федерации «Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов)»;
- размеры административной ответственности за невыплату заработной платы и за уклонение от оформления трудового договора существенно повышены и дифференцированы в зависимости от того, кто совершил правонарушение. За невыплату заработной платы они составляет от 1 до 100 тыс. рублей;
- за уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения, между работником и работодателем предусмотрены штрафы в размере от 5 тыс. рублей до 200 тыс. рублей. Предусмотрена и дисквалификация на срок от 1 года до трех лет (статья 5.27. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «Нарушение законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права»).
В крайнем случае, предусмотрена и уголовная ответственность согласно статье 199.1. Уголовного кодекса Российской Федерации «Неисполнение обязанностей налогового агента». За неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию налогов и (или) сборов, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет, совершенно в крупном размере и особо крупном размере. Размеры штрафов от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы осужденного.
Предусмотрены принудительные работы на срок до пяти лет в зависимости совершенного правонарушения и лишение свободы на срок до шести лет.
Работодателям, которые не оформляют трудовые отношения с работниками необходимо помнить, что в соответствии с действующими нормами Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях размеры административных штрафов существенно повышены и дифференцированы (в зависимости от того, кто совершил правонарушение).
Так, уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 20 тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 5 до 10 тысяч рублей; на юридических лиц – от 50 до 100 рублей.
Контролирующие органы, как правило, налагают штраф как на должностное, так и юридическое лицо.
За аналогичное административное правонарушение, ранее подвергнутым административному наказанию, влечет наложение на должных лиц – дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, от 30 до 40 тысяч рублей; на юридических лиц – от 100 до 200 тысяч рублей.